О развитии трансверсальных компетенций студентов физико-технических специальностей

Авторы

  • M.S. Moldabekova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы
  • O.V. Fedorenko Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы
  • V. Mukamedenkyzy Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы
  • M.K. Asembaeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/RCPh.2023.v87.i4.05

Ключевые слова:

трансверсальные компетенции, системно-синергетический подход, практико-ориентированное обучение, конвергенция, методология решения проблем

Аннотация

Рассмотрены особенности формирования трансверсальных компетенций у студентов физико-технических специальностей. Выявлены необходимые элементы для формирования трансверсальных компетенций, такие как: самосознание, ценностные ориентации, межличностные и общественные отношения, относительная самостоятельность по отношению к окружающему миру и ответственность за свои поступки. Установлено, что трансверсальные компетенции носят междисциплинарный характер. Показано, что системно-синергетический и конвергентный подходы могут быть использованы при формировании трансверсальных компетенций. Установлено, что самостоятельная учебно-методическая деятельность является основополагающим элементом при формировании трансверсальных компетенций. На примере практических занятий по дисциплине «Диффузионная неустойчивость в многокомпонентных газовых средах», изучаемой магистрантами образовательной программы «Техническая физика», показано развитие трансверсальных компетенций у обучающихся посредством применения методологии решения проблем. В рассматриваемом примере методология решения проблем, используемая для формирования трансверсальных компетенций, предполагает выполнение восьми этапов работ. Выполнение каждого этапа работ предполагает развитие определенных трансверсальных компетенций. Установлено, что развиваемые таким образом трансверсальные компетенции при реализации практико-ориентированного обучения будут способствовать адаптации выпускников магистратуры к быстро меняющимся ситуациям. Последнее предполагает, что сформированные в процессе обучения трансверсальные компетенции позволят выпускникам магистратуры переносить полученные знания в конкретную ситуацию.

Библиографические ссылки

J.C. Herr Daniel, Bushra Akbar, et al., Nanopart Res. 21, 229 (2019).

M.C. Roco, Nanopart Res., 22, 321 (2022).

M. Moldabekova, A. Kaidarova, Naukovi zapiski. Serіya: Pedagogichni nauki, 122, 34-46 (2013). (in Ukrain.).

I.B. Usembaeva, Sh.Zh. Ramankulov, et al., Vestnik KazNPU im.Abaya, Seriya IKT, 4 (53), 123-215 (2022). (in Kaz.).

Mariana Leandro Cruz, Gillian N. Saunders-Smits, Pim Groen, Journal of Engineering Education, 45, 5, 729-757 (2019).

Maria José Sá, Sandro Serpa, Educ. Sci., 8, 126-138 (2018).

M.S. Moldabekova, Y.I. Zhavrin, et al., Fizicheskoe obrazovanie v vuzah, 19, 2, 110-114 (2013). (in Russ.).

B.A. Dubrovin, S.P. Novikov, & A.T. Fomenko, Sovremennaya geometriya: Metody i prilozheniya, (Мoscow, Science, Gl.red.fiz.-mat.lit., 1986). (in Russ.).

V.A. Kononova, Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaya i zarubezhnaya filologiya, 12, 2, 34–42 (2020). (in Russ.).

M. Mulder, T. Weigel, & K. Collins, J. Vocat. Edu. Train. 59, 65–85 (2006).

R. Cepic, S.T. Vorkapic, et al., Int. Edu. Stud. 8, 8–20 (2015).

B. Moingeon, Transversal management: how to break out organizational silos_2017.

https://www.linkedin.com/pulse/transversal-management-how-break-out-organizational-silo-moingeon (accessed May 10, 2019).

L.C. Wilkinson, Linguistics and Education. 49, 86–95 (2019).

UNESCO: Transversal competences in education policy and practice. UNESCO Bangkok Office (Phase I): regional synthesis report. 2015, 71 p.

Calero López, Rodríguez López, Empirical Res Voc Ed Train., 12, 12 (2020).

J. Hunsu Nathaniel, et al., J Eng Educ., 112, 108–124 (2023).

M.S. Moldabekova Fundamentalizaciya podgotovki uchitelya fiziki kak osnova professional'noj deyatel'nosti. Sistemno-sinergeticheskij, (Almaty, Kazak universitetі, 2000). (in Russ.).

V.N. Kosov, M.S. Moldabekova, et al., Fizicheskoe obrazovanie v vuzah 22 (4), 3-10 (2016). (in Russ.).

M.S. Moldabekova, et al., Rec.Contr.Phys. 3 (70), 92-99 (2019). (in Russ.).

H.K. Rampersad, Total Quality Management: An Execuitive Guide to Continuous Improvement, (Berlin-Heidelberg: Springer Verlag, 2001).

M.S. Moldabekova, et al., Journal of Engineering Physics and Thermophysics, 92, 4, 872–876 (2019).

V. Kossov, O. Fedorenko, & D. Zhakebayev, Chem. Eng. Technol. 42, 4, 896-902, (2019).

V. Kossov, et al., Fluids. 6, 5, 177 (2021).

V. Kossov, et al., Chem. Eng. Technol. 44, 11, 2034-2040 (2021).

Загрузки

Опубликован

2023-12-20

Выпуск

Раздел

Методика преподавания физики в высшей школе

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>