Формирование исследовательских способностей студентов при изучении дисциплины «Оптика»
DOI:
https://doi.org/10.26577/RCPh.2023.v86.i3.010Ключевые слова:
исследовательская умения, исследовательская способность, формирование компетенции, будущий учитель, преподавание оптикиАннотация
В статье описаны методы развития исследовательских умений будущих учителей физики в процессе изучения оптики в вузе. Целью данного исследования является совершенствование исследовательских способностей студентов на лекционных, практических и лабораторных занятиях по оптике. В ходе педагогического исследования нами разработана модель формирования готовности к исследовательской деятельности в школе будущих учителей физики и сформирован критерий и средства определения готовности, которые применялись при обучении оптике. А также определен ряд педагогических условий, формирующих, на наш взгляд, исследовательские компетенции студентов. Применялись методы проблемного обучения, практико-ориентированного обучения, методы анализа и синтеза, методы наблюдения.
Актуальность темы исследования заключается в проблеме подготовки будущих учителей физики к организации исследовательской деятельности со школьниками. Поэтому нами разработан и апробирован учебно-методический комплекс «Оптика», предложены методы, формы, критерии оценки исследовательских умений будущих учителей физики.
Представленная методика формирования исследовательской компетенции может быть использована для преподавания других базовых дисциплин. Результаты исследования будут актуальны для преподавателей педагогических вузов, которые ищут эффективные пути подготовки будущих специалистов, способных качественно подготовить студентов к научно-исследовательской деятельности.
Библиографические ссылки
V.A. Mazilov, YU.N. Slepko, Integratsiya obrazovaniya, 26 (3), 466–482 (2022). (in Russ.).
A. Maslou Motivatsiya i lichnost', (Sankt-Peterbwrg, Yevraziya, 2001), 142 p. (in Russ.).
A. Maslou Samoaktualizatsiya. Psikhologiya lichnosti. Teksty, (Moscow, MGU, 1982), pp.108-117. (in Russ.).
D.A., Denisova, N.G.Levanova, et al., Revista Tempos e Espaços em Educação, 14(33), 18 (2021).
L. Hibbard, et al., J. Chem. Educ. American Chemical Society, 93(1), 24–30 (2016).
O.V. Berseneva, Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. VP Astafieva. – 2017. – No 1 (39). – P.56-58.
Choriev, I. Efficiency of the model of formation and development of readiness for pedagogical design in the conditions of information and communication technologies //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 12, 624-629 (2019).
N.L. Kalugina, H.Ya. Girevaya, et al., The progress of modern natural science = Successes of modern natural science, 7, 98-101 (2015).
H. Pillay, K. Irving, M. Tones, High Education Research & Development, 26 (2), 217-234 (2007).
I.A. Osipova, Sovershenstvovaniye professional'noy podgotovki prepodavateley fiziki na osnove kompleksnogo obshchefizicheskogo laboratornogo praktikuma po volnovoy optike. Dissert.kand.ped.nauk, (Tambov, 2001), 167 p. (in Russ.).
YU.V. Ryndina, Molodoy uchenyy, 4 (27), 2, 127-131 (2011) (in Russ.).
S.K. Rustamova, Molodoy uchenyy, 11 (11), 313-315 (2009). (in Russ.).
V.G. Razumovskii, V.V. Mayyer, Tvorcheskiye zadachi i laboratornyye issledovaniya po fizike dlya sredney shkoly, (Moscow, Drofa, 2016). (in Russ.).
O. Rogozhnikova, N. Konstantinov, Primeneniye tvorcheskikh zadach dlya formirovaniya issledovatel'skikh kompetentsii uchashchikhsya starshikh klassov (na primere zadach iz geometricheskoy optiki) //Materialy studencheskoy nauchnoy, 70, 2, 190-196 (2021). (in Russ.).
A.Ye. Boykova, Eksperimental'nyye zadachi kak sredstvo formirovaniya i razvitiya issledovatel'skikh umenii uchashchikhsya v protsesse obucheniya fizike. Dis... kand. ped. nauk, (Sankt-Peterburg, 2010), 211 s. (in Russ.).
V.M. Shakov, Z.M. Kurbanova, Sovremennoye obrazovaniye, 8 (81), 43-47 (2019). (in Russ.).
V.I. Andreyev, Didaktika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti, (Kazan', Iz-vo Kazanskogo un-ta, 1988). (in Russ.).
O.V. Fedina, Vestnik Stavropol'skogo gos.universiteta, 3, 36-45 (2008). (in Russ.).
M.Ye. Beloborodova, M.G. Yudina, Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 9, 207-211 (2015). (in Russ.).
ZH.M. Bitibayeva, Formirovaniye issledovatel'skikh umenii budushchikh uchiteley fiziki v usloviyakh realizatsii praktiko-oriyentirovannogo podkhoda k obucheniyu: diss…doktor phd: 6D011000-Fizika, (KazNPU, Almaty, 2020), 131 s. (in Russ.).
P.I. Aleksandrovich, Formation of motivation for cognitive activity among students, Proceedings of BSTU. Episode 6: History, Philosophy, 5, 18-20 (2009).