Классификация аналогий как методологическая основа для использования в обучении физике

Авторы

  • K.N. Baisalova Казахский национальный университет им.аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-8576-3514
  • Guido Lombardi Политехнический университет Турина, Италия, г.Турин http://orcid.org/0000-0002-7311-2279
  • S.S. Sautbekov Казахский национальный университет им.аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-9198-4524

DOI:

https://doi.org/10.26577/RCPh.2023.v85.i2.09

Ключевые слова:

физическое образование, аналогии в физике, методологическая ценность аналогий, образовательный процесс, решение проблем, систематизация знаний, эффективность преподавания

Аннотация

В статье автор предоставляет подробное описание методологии, используемой для сбора и анализа данных исследования. и процесс разработки системы классификации. Основная часть этого исследования основана на результатах опроса учителей физики. Также автор показал, что собранные в ходе опроса данные, были качественно проанализированы с использованием тематического анализа, и была разработана комплексная система классификации аналогий в физическом образовании. Описывается, что аналогии в обучении физике можно разделить на две основные группы. Это субъективные и межпредметные аналогии. То есть подробно рассматривается разработка комплексной системы классификации аналогий, которые могут быть использованы в образовании по физике. Использование аналогий изучается как средство для улучшения понимания студентами абстрактных научных концепций, в частности, в контексте электромагнетизма. В исследовании применяется методика анализа научной литературы, опирающаяся на различные источники для выявления и оценки различных подходов к аналоговому мышлению в образовании по физике. Результаты исследования демонстрируют, что система классификации аналогий может значительно упростить объяснение сложных научных концепций, предоставляя учителям ценный инструмент для улучшения педагогических практик. Кроме того, предложенная система классификации предлагает фреймворк для разработки новых аналогий и совершенствования существующих, способствуя развитию более эффективных методов преподавания. В целом, исследование подчеркивает значимость аналогического мышления в образовании по физике и предлагает практические находки, которые могут быть применены в разработке учебных материалов в различных областях, основанных на использовании аналогий.

Библиографические ссылки

1 L. Jonāne, Pedagogika, 119, 116-125 (2015).

2 D. Treagust, and Z. Dagher, International Journal of Science Education, 18, 213-229 (1996).

3 D. Yehudit, and J. Belcher, Visualization in Science Education, 11, 1-21 (2005).

4 Bagno, Esther, and Bat-Sheva, Eylon, American Journal of Physics, 65, 726-736 (1997).

5 M. Michelini, and A. Mossenta, https://www.researchgate.net/publication/228571202 (2007).

6 Şule Berna Ayan, Mehmet Yüksekkaya International Conference on Education in Mathematics, Science & Technology (ICEMST) (2015); M. Soobik, Journal of Teacher Education for Sustainability, 16(1), 89-101 (2014).

7 Ayan Şule Berna, and M. Yüksekkaya, The Eurasia Proc. of Educational and Social Sciences 226 – 230 (2015).

8 K. Tzanakis, European Journal of Physics, 69-75 (1998).

9 S. Pollock, Physics Education Research Conference (2007). р. 211-227 (1982).

10 A. Prokhorov, Fizika, Fizicheskaja Jenciklopedija (Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1998), Vol.5, 306 p. (In Russ.).

11 S. Balaguru, Electromagnetic biology and medicine, 101-111 (2012).

12 L. Viennot, and S. Rainson, 14, 475–487 (1992).

13 L. Pilipec, and I. Kovyazina, Sovremennye problem nauki i obrazovaniya, 298 -312 (2019). (In Russ.)

14 J. Maxwell, A dynamical theory of the electromagnetic field, (London: Phil. Trans. R. Soc. London, 2002), 321-346.

15 J. Carcione, and F. Cavallini Wave, Motion, 21, 149-162 (1995).

16 J. Shaevitz, ISC: An Integrated, Quantitative Introduction to the Natural Sciences at Princeton University, (New York, Princeton University, 2019).

17 N.S. Podolefsky, & N.D. Finkelstein, Physics Education Research, 3, 1-16 (2007).

18 N.A. Ospennikov, Vestn. Perm. gos. guman.-ped. un-ta. Ser. IKT v obrazovanii, 2, 47–76 (2006). (In Russ.)

19 M. Paggi, A. Carpinteri, and R. Orta, Journal of Elasticity, 99 (2), 131-146 (2010).

20 V.M. Rozin, Vizual'naya kul'tura i vospriyatiye: Kak chelovek vidit i ponimayet mir, 5-ye izd., (Moskva, 2012), 272 s. (In Russ).

21 http://www.pkc.gov.lv/images/LV2030/LIAS_2030_en.pdf Saeima of the Republic of LatviaLatvijas ilgtspÁjÓgas attÓstÓbas stratÁÏija lÓdz 2030. gadam [Sustainable Development Strategy ìLatvia 2030î]. Retrieved May 25, 2015. (In Lv.)

22 http://naukovedenie/ru T.V. Semenovskikh, Naukovedeniye: internet-zhurnal, [Elektronnyy resurs], 5 (2014). (in Russ).

23 G.M. Slavich, P.G. Zimbardo, Educ Psychol Rev., 24, 569–608 (2012). (In Russ.)

24 K. Sriram, L.S. Ganesh, & R. Mathumathi, IIMB Management Review, 25(1), 36-48 (2013).

25 D.F.Treagust, A.G. Harrison, & G. Venville, Journal of Science Teacher Education, 9(1), 85-101 (1998).

26 L.Kh. Umarova The use of a set of exercises in physics based on a computer model experiment: Ph.D. ped. 2012. (In Russ.)

27 G. J.Venville, & D.F. Treagust, Instructional Science, 24(4) 295-320 (1996).

Загрузки

Опубликован

2023-06-11

Выпуск

Раздел

Методика преподавания физики в высшей школе