Особенности преподавания дисциплины “Нанотехнологии в естественнонаучных исследованиях” в Северо-Казахстанском университете имени М.Козыбаева

Авторы

  • Б.М. Усеинов Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан
  • А.Г. Маркова Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан
  • А.В. Первиков Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, г.Томск, Россия
  • С.А. Сартин Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан
  • М.Б. Шогжанова Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан
  • Г.У. Сейльбекова Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.26577/RCPh.2024v89i2-010
        6 10

Аннотация

Нанотехнологии впечатляющими масштабами захватили информационное поле, так или иначе связанное с научной тематикой. В современном мире термин “нанотехнологии” на слуху почти у каждого обывателя, в маркетинговых целях встречаются злоупотребления с отсылкой на эту область. Приведено определение, ограничивающее область применения данного термина. В то же время показаны прорывные возможности с использованием этой междисциплинарной сферы для науки, новейшие выдающиеся исследования как для продвижения цифровизации, так и для познания самого человека. В Северо-Казахстанском университете с 2022 года проводятся занятия по дисциплине “Нанотехнологии в естественно-научных исследованиях” с использованием высокоточного современного оборудования. Поставлена цель раскрыть особенности преподавания этой дисциплины на кафедре Физики. Рассмотрена важность обучения специалистов различных образовательных программ естественно-научного направления этой дисциплине, необходимость применения практических навыков исследования на передовом научном оборудовании: атомно-силовом микроскопе, сканирующем туннельном микроскопе. Приведены результаты сканирования студентами, полученные на лабораторных занятиях. Раскрыты аспекты преподавания этой дисциплины в Северо-Казахстанском университете на кафедре Физики, показана значимость полученных знаний и навыков в становлении будущего конкурентноспособного на рынке труда специалиста.

Библиографические ссылки

R.P. Feynman, The Saturday Review, April 2, 45-47 (1960).

By Peter J. Denning and Ted G. Lewis, Communications of the ACM, №. 1, 54-65 (2017).

N.A. Zakirova, R.R. Ashirov, Fizika. Uchebnik dlya 11 klassa. (Nur-Sultan: Arman-PV, 2020), 336 p. (in Russ.)

P.M. Nikitin, Nature Chemistry 15, 70-82 (2023).

Kontseptsiya razvitiya v RF rabot v oblasti nanotehnologii na period do 2010 g. M. (2004) (in Russ.)

Yu.S. Nagornov, Izucheniye biologicheskikh ob"yektov metodami atomno-silovoy mikroskopii (Tol'yatti: TGU, 2012), 67 p. (in Russ.)

V.L. Mironov, Osnovy skaniruyushchey zondovoy mikroskopii. Uchebnoye posobiye dlya studentov starshikh kursov vysshikh uchebnykh zavedeni. (RAN. Institut fiziki mikrostruktur. Nizhniy Novgorod, 2004) 114 p. (in Russ.)

Ye.V. Panfilova, A.B. Syritskiy and A.A. Dobronosova, Inzhenernyy zhurnal: nauka i innovatsii 1, 1-11 (2018) (in Russ.)

A.V. Kruglov, D.O. Filatov, Yu.Yu. Gushchina, M.B. Zvonkova, A.O. Golubok, M.L. Fel'shtyn, O.M. Gorbenko and I.D. Sapozhnikov, Skaniruyushchaya zondovaya mikroskopiya, (2018) (in Russ.)

А. Pervikov, M. Lerner and K. Krukovskii, Current Applied Physics 17 (2), 201-206 (2017).

Загрузки

Опубликован

2024-06-20

Выпуск

Раздел

Методика преподавания физики в высшей школе